Дикие трофеи: новые лимиты могут изменить сезон охоты навсегда!
Сегодняшняя русская охота сталкивается с многими трудностями. Одной из ключевых проблем остается разрыв между управленческими стратегиями и интересами охотников, а именно в области подсчета животных и установления лимитов на добычу. Федеральное законодательство предписывает учитывать охотничьи ресурсы и исследовать состояние их среды обитания, что называется мониторингом. Ответственность за проведение этого мониторинга, включая прямые подсчеты, ложится на регионы, которые получают специальное финансирование для решения этих задач. Данные, собранные в процессе мониторинга, служат основой для регулирования объемов добычи животных. Лимиты и квоты на охоту утверждают, основываясь на численности и распределении животных в лесных угодьях. Это касается 22 видов, в том числе кабарги, дикого северного оленя, и лося. Региональные власти устанавливают лимиты на виды, как пятнистый олень и барсук. Ключевыми вопросами остаются методика и исполнители учетов. Закон "О животном мире" требует учета от охотпользователей, но Закон об охоте говорит об "мониторинге", возложенном на органы власти. Однако, традиционно учеты проводятся самими охотхозяйствами. Проблемы возникают из-за несовпадения теоретических требований и реальной практики. Приказ Минприроды России № 344 предписывает охотпользователям собирать данные о численности животных, избежав противоречий с законодательством. Фактически, это не столько учет, сколько сбор сведений, который можно трактовать весьма вольно.
Для обеспечения сопоставимости данных необходимо соблюдать официальные методики. На сегодня метод ЗМУ (зимний маршрутный учет) рассматривается как оптимальный способ оценки численности в обширных лесных угодьях со снежным покровом. Однако, сложности в реализации и затраты привели к тому, что метод стал дорогостоящим обязательством для охотхозяйств. Важно отметить, что значительная часть учетов выполняется "на бумаге", не отражая реальную численность зверей. Возникает замкнутый круг: установленные на основе искаженных данных лимиты становятся основой для дальнейших расчетов. ЗМУ предусматривает 35 маршрутов на хозяйство, что стало проблематичным по финансовым и кадровым причинам. Каждый субъект вправе по-своему интерпретировать методику, что открывает дверь для коррупции. Охотпользователи часто сталкиваются с заниженными оценками численности и, соответственно, сокращением квот. Если не происходит изменений, это может привести к разрыву соглашения, после чего угодья переходят к другим пользователям.
В заключение, методы учета требуют пересмотра, чтобы избежать излишней бюрократии и улучшить достоверность результатов. Федерализация мониторинга может стать шагом вперед, обеспечивая независимость оценок и исключая коррупционные схемы. Важно перейти от тотальных учетов ко многим другим методам, таким как мониторинг модельных площадок и разовые крупные обследования каждые пять лет. Это минимизирует затраты и улучшает качество управления охотничьими ресурсами, адаптируясь под мировые примеры успешного регулирования в странах как США и Канада. Для этого необходимы не просто законодательные изменения, но и создание единого центра мониторинга с обученным персоналом и современными средствами контроля. Таким образом, охотничьи угодья смогут процветать на основе реалистичных и прозрачных данных, обеспечивающих устойчивое использование и охрану животного мира.