Дикие трофеи: новые лимиты могут изменить сезон охоты навсегда!

Учёты-001.jpg

Сегодняшняя русская охота сталкивается с многими трудностями. Одной из ключевых проблем остается разрыв между управленческими стратегиями и интересами охотников, а именно в области подсчета животных и установления лимитов на добычу. Федеральное законодательство предписывает учитывать охотничьи ресурсы и исследовать состояние их среды обитания, что называется мониторингом. Ответственность за проведение этого мониторинга, включая прямые подсчеты, ложится на регионы, которые получают специальное финансирование для решения этих задач. Данные, собранные в процессе мониторинга, служат основой для регулирования объемов добычи животных. Лимиты и квоты на охоту утверждают, основываясь на численности и распределении животных в лесных угодьях. Это касается 22 видов, в том числе кабарги, дикого северного оленя, и лося. Региональные власти устанавливают лимиты на виды, как пятнистый олень и барсук. Ключевыми вопросами остаются методика и исполнители учетов. Закон "О животном мире" требует учета от охотпользователей, но Закон об охоте говорит об "мониторинге", возложенном на органы власти. Однако, традиционно учеты проводятся самими охотхозяйствами. Проблемы возникают из-за несовпадения теоретических требований и реальной практики. Приказ Минприроды России № 344 предписывает охотпользователям собирать данные о численности животных, избежав противоречий с законодательством. Фактически, это не столько учет, сколько сбор сведений, который можно трактовать весьма вольно.

Учёты-002.jpg

Для обеспечения сопоставимости данных необходимо соблюдать официальные методики. На сегодня метод ЗМУ (зимний маршрутный учет) рассматривается как оптимальный способ оценки численности в обширных лесных угодьях со снежным покровом. Однако, сложности в реализации и затраты привели к тому, что метод стал дорогостоящим обязательством для охотхозяйств. Важно отметить, что значительная часть учетов выполняется "на бумаге", не отражая реальную численность зверей. Возникает замкнутый круг: установленные на основе искаженных данных лимиты становятся основой для дальнейших расчетов. ЗМУ предусматривает 35 маршрутов на хозяйство, что стало проблематичным по финансовым и кадровым причинам. Каждый субъект вправе по-своему интерпретировать методику, что открывает дверь для коррупции. Охотпользователи часто сталкиваются с заниженными оценками численности и, соответственно, сокращением квот. Если не происходит изменений, это может привести к разрыву соглашения, после чего угодья переходят к другим пользователям.

Учёты-004.jpg

В заключение, методы учета требуют пересмотра, чтобы избежать излишней бюрократии и улучшить достоверность результатов. Федерализация мониторинга может стать шагом вперед, обеспечивая независимость оценок и исключая коррупционные схемы. Важно перейти от тотальных учетов ко многим другим методам, таким как мониторинг модельных площадок и разовые крупные обследования каждые пять лет. Это минимизирует затраты и улучшает качество управления охотничьими ресурсами, адаптируясь под мировые примеры успешного регулирования в странах как США и Канада. Для этого необходимы не просто законодательные изменения, но и создание единого центра мониторинга с обученным персоналом и современными средствами контроля. Таким образом, охотничьи угодья смогут процветать на основе реалистичных и прозрачных данных, обеспечивающих устойчивое использование и охрану животного мира.